ИСТОРИЯ – ЭТО ИНТЕРЕСНО

На вопросы редколлегии отвечает победитель областной олимпиады по истории Данил Кветкин

1. Расскажи, пожалуйста, когда ты увлёкся историей? Почему?

Историей я начал увлекаться в 12 лет, с момента, когда мы проходили греко-персидские войны (500-449 гг. до н.э.). В то время я сильно заинтересовался войнами и великими завоевателями, а данная война была одним из первых конфликтов между двумя разными мирами – западным, античным, и восточным, персидским. Мне было интересно слышать про Марафонскую битву (490г. до н.э.), где греки, возглавляемые Мильтиадом ( 550-489 гг. до н.э.), успешно использовали фланговые атаки и новый строй в военном деле – фалангу (линия из воинов, защищавшихся щитами и копьями ), что и привело к победе над численно превосходящим противником. Также было занимательно изучать битву у Фермопильского ущелья (480-479 гг. до н.э.), где 300 спартанцев во главе с царём Леонидом (520-480 гг. до н.э.) героически погибли, при этом нанеся колоссальные потери захватчикам. И, конечно же, стоит упомянуть бой при Саламине ( 479 г. до н.э.), вошедшую в историю как одно из первых морских сражений, где греки под командованием Фемистокла (524-459 гг. до н.э.) разгромили персидский флот. Так я полюбил историю.

/Files/images/Kvetkin.jpg

2. Какие исторические книги прочитал?

Среди всей исторической литературы больше всего мне понравилась трилогия Василия Яна «Чингисхан», «Батый», «К последнему морю». Она посвящена монголо-татарским завоеваниям первой половины ХIII ст., в результате которых половина тогдашнего мира оказалась под контролем «потрясателей мира». Их империя простиралась от Корейского полуострова до восточных границ Европы и от Сибири на севере до Индии на юге. Империя существовала с 1206 года (Темуджин, вождь одного из монгольских племён, был провозглашён «Великим ханом» (Чингисханом) до конца XIV ст.

3. Какие периоды и какие страны особенно интересуют?

В разных странах меня интересовали разные периоды и наоборот. Например, при изучении Римской империи я обратил внимание на «золотой век» при Октавиане Августе ( 63 г. до н.э. – 14 г. н.э. ). А если говорить про периоды, то, например, в Средневековье меня занимали такие темы, как монголо-татарское завоевание, государство Тамерлана ( 1336-1405) и Османская империя ( основана в 1453 году ).

/Files/images/f1ae.jpg

4. Что для себя открыл интересного и необычного?

Из всей истории, что я изучал и изучаю сейчас, я нашёл 3 интересные, на мой взгляд, темы:

a) Крестовый поход детей.

Был проведён в 1212 году. Основная часть – дети и подростки. По легенде, одному из пастушков Франции по имени Стефан явился во сне Иисус в образе белого монаха и приказал ему встать во главе нового Крестового похода с участием только детей, дабы без оружия, с Господом на устах взять Иерусалим. Все участники собрались в городе Вандоме (центр Франции). Но поход провалился: много детей погибло от холода в Альпах, те участники, что сумели пройти, встретили недовольных граждан Италии (ведь они ещё помнят поход Барбароссы в Милан). Те, кто добрался до моря, уплыли и не вернулись, так как корабли везли не в Святую землю, а в Алжир, где их ждали работорговцы. Безоружность детей – одна из главных причин провала похода.

/Files/images/krepd.jpg

б) Применение огнестрельного оружия.
Первое огнестрельное оружие (бамбуковое «огненное копьё» — прототип ручной пищали) появилось в Китае, хроники зафиксировали его применение в 1132 году.
Официально считается, что в Европе огнестрельное оружие возникло в XIV веке, когда развитие техники позволило использовать энергию пороха. Это знаменовало новую эру в военном деле — появление артиллерии, в том числе отдельной отрасли артиллерии — ручной.

в) Как монголо-татарам удалось захватить большие территории за менее чем 40 лет?
Завоевания зависят от двух важных факторов: умелый тактический гений командиров армии и непосредственно сама армия. Монгольская армия представляла собой реформированную Чингисханом вооружённую организацию степных кочевников, сформировавшуюся под влиянием их повседневного быта, а также военных традиций кочевых и оседлых народов центральноазиатского региона, в частности киданей и чжурчжэней. В первый период существования империи армия служила не только инструментом экспансии, но и важнейшим механизмом управления государством. «Фишка» этой армии заключалась в том, чтоб передовые части лучников заманивали армию противника в ловушку, а затем окружали противника со всех сторон и уничтожали его. Или была другая тактика: пока передовые части обеих сторон бьются между собой, небольшая группа обходит противника и наносит внезапный удар в тыл. Так в битве при Калке 20000 монголов одолели 100000 русских. К тому же русские князья действовали отдельно, что также способствовало их разгрому.

5. Как удалось победить на областной олимпиаде? Какие задания были наиболее трудные?

Чтобы выиграть в таком соревновании, нужны две вещи: хорошая память и прекрасная подготовка. Для 100% успеха важно, чтоб эти два залога высоких результатов на олимпиаде были взаимосвязаны. Ну, и, конечно же, надо иметь хороший настрой на победу и прекрасное настроение. Тогда шансы на победу возрастут ещё больше.
Самым трудным для меня было определить имена польских королей, даты их правления и рассказать, что тогда происходило на украинских землях. Нелегко также было составлять сочинения на предложенную тему. А остальные задания были относительно легкими.

6. История и современность. Видишь ли ты связь? В чём она?

Связь между историческими событиями есть, и она сильная. В первую очередь, историю и современность связывает память о тех или иных событиях. То, что было раньше, может кардинально изменить будущее. К примеру, неизвестно, сколько б ещё могла простоять Византийская империя, если б турки не аннексировали полуостров Малая Азия и не взяли бы Константинополь. Тамерлан в битве при Анкаре взял в плен турецкого султана Баязида I, что повлекло распад Османского государства. Герцог Альба не пошёл на север Нидерландов, ибо не понимал силы восстания народа, что привело к отставке кровавого герцога.

Спасибо за интервью. Весь коллегиум гордится тобой и желает успехов на Всеукраинской олимпиаде.

Кiлькiсть переглядiв: 512

Коментарi

Для того, щоб залишити коментар на сайті, залогіньтеся або зареєструйтеся, будь ласка.